Меню

gurmezaХристос – моя жизнь

Наталья Гурмеза – автор христианской прозы. Ее перу принадлежат романы «Мед на снегу», «Купи мне маму», «Маттиолы – невзрачные цветы» и другие. 

 

Наталья, расскажите, что Вы пишете? Кто составляет Вашу читательскую аудиторию?

Я пишу художественную прозу: рассказы, повести, романы. Они, прежде всего, рассчитаны на женскую аудиторию и предназначены для девушек, женщин-христианок.

Русскоязычные христианские писатели довольно редко пишут в этом жанре. Почему именно романы?

Когда-то, еще будучи девочкой, девушкой, я очень много читала. И, естественно, как любая девочка, я искала книги о любви. В то время родители могли быть спокойны за своих детей – ничему «плохому» книги не учили. Цензура в Советском Союзе была достаточно жесткой, и потому в романах, повестях не то что постельных сцен – поцелуев почти не наблюдалось.

Но с началом перестройки ситуация изменилась. Помню, в конце 80-х пришлось быть в Москве, и меня просто ошеломило обилие книг. Прилавки книжных магазинов и палаток на улицах ломились от множества изданий, рассчитанных на любой вкус. Это было так непривычно! Не стоять часами в очередях за новой книгой? Не умолять подругу попросить у брата книгу на два дня почитать? Не спрашивать постоянно библиотекаря о романе, переходившем из рук в руки, и никогда не доходившем до своего места на библиотечной полке? Да. И еще раз да! Я тогда пересчитала свои рубли и купила три переводных романа. Сказать, что, прочитав их, я была ошеломлена – ничего не сказать. Я столкнулась с открытой грязью и пошлостью, и мне это совсем не понравилось.

Позже, когда я поняла, что могу писать, то одним из первых моих побуждений было писать для женщин о любви. Кто любит читать, будет читать в любом случае – так пусть у читателя будет выбор. Пусть девушки, мечтающие о любви, знают, что есть любовь чистая, светлая, жертвенная, прощающая. Но такую любовь дает только Бог.

Некоторые верующие относятся крайне скептически к такому жанру, как роман. На Ваш взгляд, почему это так? Что такое для вас «христианский роман»?

Я бы очень хотела ответить следующим образом: «христианский роман» – это роман, в котором пишется о Христе и о святой жизни Его последователей – христиан. И уверена, именно такого ответа от меня ждут многие. Но, ответив таким образом, я бы попросту слукавила, сделав «христианское лицо». Т.е. хочу сказать, что ответила бы «правильно» по мнению большинства.

Да, я христианка. Да, я верю, что Христос по Своей благодати спас меня, сделал Своей святой дочерью и хранит меня в земном следовании за Ним, пока однажды я не увижу Его лицом к лицу. Да, Христос – моя жизнь! Он – моя жизнь, и я никогда не устану об этом говорить и писать.

Быть христианином – значит жить Христом в любом месте, в любое время, в любых обстоятельствах. Быть христианином – значит настолько сильно и неразрывно быть соединенным с Христом, что все, чем вы окружены и чем живете, совершенно естественно для вас исходит от Него и существует в Нем. Без Него смысла нет ни в чем. Без Него нет воздуха, цветов, детей, любви, дружбы, церкви. Все это, конечно, существует в физическом мире, но обладание чем бы то ни было без Христа лишено изначальной своей ценности и значения.

Так вот, будучи христианкой, я смею заявить, что нет христианского романа. Нет христианской литературы, кинематографа, музыки, живописи. Нет христианского или нехристианского искусства. Есть Искусство.

Термин «христианский» относится не к творению, а к творцу, т.е. писатель-христианин создал произведение, в нашем случае, роман. Например, мои читатели знают: «Наталья Гурмеза – автор христианской прозы». Это звучит замечательно и понятно, но не совсем верно. Правильнее было бы: «Наталья Гурмеза – христианка, автор художественной прозы». Так что могу сказать, что «христианский» по отношению к произведению – это условное название. Называя роман христианским, мы поясняем потенциальному читателю, что, скорее всего, речь в романе будет идти либо о Боге, о Христе, либо о жизни, морали и духовности Христовых последователей. Хотя и не обязательно именно так должно быть, и как самый простой тому пример – «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса.

Все-таки, на Ваш взгляд, почему многие христиане негативно относятся к художественным произведениям? Книги, фильмы, все, что является вымыслом, автоматически предается осуждению. Те же «Хроники Нарнии» не одобряются не только служителями некоторых церквей, но и многими родителями-христианами.

На эти вопросы нет однозначного ответа. Если уж на то пошло, то и басни Крылова, дающие читателю нравственные уроки, и аллегорическое повествование «Путешествие Пилигрима» Джона Буньяна, считающееся классикой христианской литературы, тоже являются вымышленными.

Родители любят своих детей и, вполне естественно, желают им только хорошего, по мере своих сил и возможностей защищая от всего разрушительного. Если родители решают, что будут читать своему ребенку только Библию или истории, в основе которых лежат библейские сюжеты и которые учат библейским истинам, то это совсем не плохо. Но в таком случае родители должны объяснить ребенку, почему Библия является главной книгой для христиан, почему нельзя читать подряд всю художественную литературу, и привести веские аргументы.

Перед ребенком рано или поздно обязательно встанет выбор, что смотреть, куда идти, что слушать. Для того чтобы он сделал правильный выбор, наткнувшись на спорное мнение, он должен знать Истину. Родители должны научить его этой Истине.

Если человек читает только Библию, и ему хватает этого – прекрасно. Никакого осуждения со стороны христиан, читающих дополнительно художественную литературу, не должно быть, точно так же, как не должно быть осуждения со стороны христиан, решивших на протяжении жизни пользоваться одной только Библией.

Но, по собственному опыту, я могу сказать вот что: те, кто действительно в смирении и с молитвой занимаются изучением Библии, никогда не скажут, что посмотреть фильм или прочитать художественный роман является грехом. Эти люди не загоняют все искусство в разряд дьявольщины. Те же, кто шумно и с пафосным гневом выступают против художественной литературы и подвергают ее огульной критике, как правило, не читают даже Библии. Вы не сталкивались с таким феноменом?

Не предавайте анафеме то, что вы понять не в состоянии, слишком много подобных ошибок на счету церкви. Больше читайте, восхищайтесь, критикуйте, анализируйте, сомневайтесь, задавайте вопросы, ищите ответы, развивайте интеллект – одним словом, живите так, чтобы и через ваш ум был прославлен ваш Творец и Спаситель, Иисус Христос, ибо ум – это часть вас, а вы принадлежите Христу...

Полную версию статьи читайте в журнале «Надежда для тебя» 2016/4

Маргарита Коломийцева

www.zhizn.by © 2009—2017

Издательское учерждение «ЖИЗНЬ»

Время работы: понедельник-пятница, с 9-00 до 17-00

Юр.адрес: г.Минск, 2й Измайловский переулок, д.16.каб.8

УНП ‎190851099, лицензия №02330/1044 действительно по 6.06.2018

Интернет-магазин зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь 22.02.2017

Электронная почта: hopemag@list.ru
а/я 85, Минск 220089, Беларусь
тел. +375 17 2197856