Меню

chto takoe horoshoЧто такое хорошо и что такое плохо

Как научить детей делать правильный выбор

Дети – самое дорогое, что есть на земле, и прежде всего, для матери. Когда что-то случается с ребенком, она говорит: «Лучше бы это произошло со мной», и готова защищать его ценой своей жизни. Дети – это также дар и награда от Господа, посланный родителям на какое-то время. И в этот период нам нельзя быть ленивыми и равнодушными, а нужно стараться вкладывать все знания и навыки в своего ребенка, чтобы он мог подготовленным вступить во взрослый мир. В Библии сказано: «Я молюсь не о том, чтобы ты взял их из мира, но чтобы ты сохранил их от зла…» (Ин. 17:15). И главная задача отца и матери – не просто уберечь и «спрятать» ребенка от мира, но вырастить его сильной личностью, которая способна влиять и изменять его. А это долгий и кропотливый труд, как родителей, так и самого ребенка, который учится противостоять искушениям.

Часто мир в лице окружающих, например, сверстников, бросает подростку вызов: «Я курю, и ты закури, я нюхаю травку, и ты понюхай, в противном случае ты – слабак и маменькин сынок, таким не место в нашей компании». И одно дело, когда ребенок прячется от всего этого, пытаясь просто избежать давления извне, а другое – когда он смело идет навстречу искушению и говорит: «А я понимаю это по-другому». У него уже сформировался внутренний духовный стержень, который не согнешь и не изменишь.

Наш сын, Андрюша, рассказывал о похожей ситуации в его жизни. На предложение ребят закурить он ответил: «Нет, курить я не стану, потому что у меня другое понимание на этот счет». Сразу посыпалось: «Да ты что? Да ты – слабак!» «Нет, не слабак, – возразил сын. – Я тебе докажу обратное. Давай поборемся на руках и посмотрим, кто прав, а кто – нет». Так ему удалось уйти от этого искушения. Своим поступком он заявил: «Я не буду ничего делать как все. Я буду делать то, что считаю правильным». Почему он так отреагировал? Потому что дома я всегда говорила: «Андрюша, не иди на поводу у окружающих! Смотри, Слово Божье говорит следующее, и у тебя есть пример – твой отец. Он не курит, не пьет, не делает ничего плохого. Поэтому и ты не должен делать ничего подобного. Старайся быть похожим на своего отца».

В воспитании детей важно начать заниматься ими с самого раннего возраста. Ведь ребенок рождается как чистый лист, и что посеешь в почву его сердца, то впоследствии и вырастет, что будешь вкладывать, то и получишь, потому что дети впитывают все, как губка, подражая нам, родителям. Помните пленную девочку-служанку, которая не побоялась сказать сирийскому полководцу Нееману, что в Израиле есть пророк, который может помолиться за него, и он получит исцеление от проказы? Если бы она не была убеждена в этом, боялась сказать, то не смогла бы сделать подобного, но она была научена состраданию, верила в то, что Бог помогает, и знала это.

Что ребенок должен уметь на каждом этапе своей жизни?

Различать добро и зло. В разном возрасте у детей свое понимание белого и черного. Понимание добра и зла растет и меняется вместе с ними. Поэтому детей с самого детства важно научить различать, что хорошо, а что – плохо.

Делать правильный выбор. Мы, как родители, учим и направляем его в этом, а также позволяем самому принимать решения.

Уметь влиять на друзей, правильно и доходчиво объясняя им свой выбор. В принятии решений и умении различать добро и зло ребенку помогает совесть, которая появляется в момент его рождения. Мы трудимся над тем, чтобы она была хорошей, чистой, «взращиваем» ее. Мария Монтессори, педагог из Италии, говорила следующее: «Поступай так, как ты хочешь видеть поступающим своего ребенка».
Возвращаясь непосредственно к вопросу воспитания ребенка, следует сказать, что здесь, подобно крыльям у самолета, существует два основных аспекта: безусловная любовь и дисциплина. Самый яркий пример безусловной любви – любовь к новорожденному ребенку.

В этом случае главное не впадать в крайности. Безусловная любовь это не вседозволенность. К примеру, есть родители, и таких немало, которые настолько сильно любят своих детей, что многое позволяют им, из-за чего последние растут разбалованными и делают, что хотят. Таких детей очень тяжело «обуздать». Или же существует другая крайность, когда родители закрывают глаза на то, за что нужно наказать. Например, когда ребенок сильно кусается. Наказывать не хотят, мол, он же еще такой маленький и ничего не понимает. Но не стоит упускать из вида другую сторону – пострадавшую: другой ребенок покусан до крови. Такой поступок не стоит оставлять безнаказанным, потому что впоследствии кусающийся ребенок будет считать, что это нормально.

Второе «крыло» – это дисциплина ребенка и его ответственность за то, что ему поручено, он должен выполнять установленные в семье правила.

Однако существует так называемая поправка на ближнего. Это когда мы объясняем ребенку, что земля крутится не только вокруг него. Мы учим его добру, уважению, служению окружающим людям. Здесь ребенку важно привить навык анализировать: а что почувствуют люди, если я поступлю так, как мой выбор повлияет на других, не причиню ли я боль своим словом или делом? Детям важно также научиться считаться с мнением других и уважать его.

Если мы хотим, чтобы ребенок имел какие-то качества, нужно сначала проанализировать, а есть ли они у нас. Ведь как, к примеру, можно научить ребенка аккуратности, если мы сами не отличаемся любовью к порядку? Ребенок будет отражением нас, а также той атмосферы, в которой он живет.

А сама атмосфера чаще всего определяет отношение детей к родителям и влияет на характер ребенка. Бывает такое, что дети ненавидят своих родителей, они злятся на них и обижаются из-за того, что те жестоко обходятся с ними. Это – результат так называемых перекосов в любви и дисциплине. Например, отец, пытаясь вразумить ребенка, бьет его чем попало. За это ребенок его ненавидит и не знает, как простить.

Конечно же, это не значит, что детей вообще не нужно наказывать. Нужно, но только делать это с любовью и в исключительных случаях, когда ребенок бунтует против родителей и, глядя в глаза, нарочно делает что-то недопустимое.

Например, ты говоришь ребенку: не сбрось чашку с молоком, а он, словно бросая вызов, касается пальцем чашки, она падает на пол и разбивается. Ребенок таким образом проверяет вас, а как вы отреагируете. Правильная реакция – наказать его за этот проступок и неповиновение. Но если ребенок сделал что-то нечаянно (мог забыть, что так нельзя) и просит прощения, конечно же, в таком случае не наказывайте его.

Если вы не научили ребенка чему-то, не «проработали» с ним определенную ситуацию, никогда не требуйте от него правильного поведения. Послушание сначала необходимо привить.

"Надежда для тебя" 2017/2
Ираида Рускевич

www.zhizn.by © 2009—2017

Издательское учреждение «ЖИЗНЬ»

Время работы: понедельник-пятница, с 9-00 до 17-00

Юр.адрес: г.Минск, 2й Измайловский переулок, д.16.каб.8

УНП ‎190851099, лицензия №02330/1044 действительно по 6.06.2018

Интернет-магазин зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь 22.02.2017

Электронная почта: hopemag@list.ru
а/я 85, Минск 220089, Беларусь
тел. +375 17 2197856